
Места / Горная Дигория
Про Северную Осетию
10.09.2017 Опубликовал: Алексей Дубровин
Дигория занимает юго-западную окраину Северной Осетии, охватывая территории современных Дигорского и Ирафского районов Республики. Они составляют равнинную и горную части этого края. Историческое название местности происходит от наименования местной этнической группы осетин – дигорцев. Ирафский же район назван по главной реке Урух, которую дигорцы называют Ирафом. В этой статье мы хотим немного рассказать об этом малоизвестном и почти непосещаемом месте с удивительно красивой и нетронутой природой.
Наибольшей популярностью среди путешественников пользуется горная часть Дигории. Завораживающие картины открываются уже от неофициальных природных «ворот» в эту сказочную страну. Ими является каньон Ахсинта. Здесь бурные воды Уруха, с ревом прорубаясь сквозь огромную стену Скалистого хребта, образуют узкий проход, шириною не более 30 метров. Высота же отвесных «створов ворот» достигает 300 метров. В самых узких местах русло реки не превышает и пары метров. На дно этого вечно сумрачного ущелья никогда не падают лучи солнца. Некогда по отвесным склонам этого каньона пролегала небольшая тропа, являвшееся единственным путем связывающих дигорцев с Северным Кавказом. В ХХ веке она была расширена, но все равно ее ширина не позволяла разъехаться двум легковым автомобилям. Сейчас же через хребет пробит безопасный туннель. Тем не менее любители острых ощущений и сегодня выбирают для себя старый объездной путь. Неподалеку через бурную реку переброшен бетонный мост, именуемый в народе «Чертовым».
Этот узкий проход сделал горную Дигорию одним из самых труднодоступных регионов Кавказа, где равнинные жители на протяжении веков находили убежище от внешних захватчиков. Эти природные ворота останавливали орды татаро-монголов, Тимерлана, персидских шахов, отряды турецких янычар и крымских ханов. В моменты наибольшей опасности защитники устраивали целые каменные обвалы, полностью прерывавшие связь Дигории с внешним миром. О драматичных страницах истории этого края свидетельствуют руины многочисленных сторожевых и боевых башен, а также географические названия. Так близлежащее селение Ахсарисар в переводе с осетинского значит «верх воинской доблести». По преданию здесь состоялась героическая битва их предков – алан против непобедимого среднеазиатского полководца Тамерлана.
У самого завершения каньона с отвесных скал путешественников приветствует крылатая статуя покровителя Осетии – Святого великомученика Георгия Победоносца. Осетины именуют его «Уастырджи» (на дигорский манер – «Уасгерги») и в его поклонении сочетаются переплетение пришлых и местных традиций. Что не удивительно ведь для осетин это не столько христианский святой, сколько нартский богатырь, помогающий воинам, путникам и пастухам. Хвала и молитва ему возносится за любым столом и в начале каждого дела. В Осетии множество скульптур Святого, но в Дигорском ущелье она особенная. Здесь он изображается без меча и привычного змия. Он будто благословляет людей на праведные поступки, вытянув руку над крутым серпантином современной автодороги.
Неподалеку располагается древнее святилище (дзуар) Уастырджи. Здесь следует отметить, что он считается исключительно мужским святым, поэтом вход на территорию запрещен для женщин. Произнося свои молитвы и делая просьбы мужчины традиционно приносят денежное подношение, причем обязательно нечетным числом. Осетины суеверно опасаются четных чисел. В ожидании своих сильных половин женщины также могут с пользой провести время: насладиться живописными видами, утолить жажду у находящегося здесь же студеного родника и прогуляться до близлежащего водопада.
Дигорию нередко называют «Раем для альпинистов». И она вполне заслуженно носит это звание. Ведь это край высочайших пиков, отвесных скал, огромных ледников, бурных рек и прочих гоорных препятствий. Исполинские горные массивы возвышаются здесь на высоту более четырех тысяч метров. Высота отвесных склонов достигает 2000 м, а разница абсолютных высот между вершинами и долинами составляет до 3500 м. Самая высокая гора в Дигории – Уилпата имеет высоту 4646 метров над уровнем моря. Здесь можно найти перевалы любой сложности. При особом желании здесь даже можно почувствовать себя первопроходцем, пройти по месту, где еще не ступала нога человека.
Но величественная природа Дигории открывается не только для профессиональных спортсменов, но для любителей комфортного отдыха. Даже малоподготовленные люди без особого физического напряжения могут ощутить все величие дикой природы Дигории. Здесь проложено огромное множество маршрутов так называемого выходного дня. Ночуя на базах отдыха, в платках или просто приезжая на день из ближайших городов можно совершить небольшую прогулку к самым различным достопримечательностям: водопадам, ледникам, каньонам, горным вершинам, средневековым замкам. Но можно и просто наслаждаться живописнейшими панорамами, чистейшим воздухом, ароматами альпийских лугов и хвойных лесов.
Одной из главных визитных карточек Дигории являются ее ледники. Ее высокогорная часть – это настоящее царство вечного льда и снега, оставшегося с эпохи ледникового периода. На относительно небольшой территории насчитывается более 60 ледников, общей площадью около 90 квадратных километров, что сопоставимо с таким крупным городом как Элиста.
В регионе находится второй по площади ледник на Кавказе – Караугом (26,6 кв. км). Его огромный ледяной панцирь, вытянутый на почти тринадцать с половиной километров с высоты птичьего полета представляется огромным серебристым ящером, ползущим в зеленую долину одноименной реки. Одновременно являясь самым низким ледником Северного Кавказа (его языки достигают уровня 1850 м) Караугомский ледник считается одним из самых сложных для прохождения. Само его название в переводе с осетинского означает «Слепое ущелье», или ущелье, не имеющее выхода. Эту славу оно заслужило благодаря обширному ледопаду, состоящему из большого количества ледяных скал, трещин и лабиринтов. Тем не менее красотой этого кавказского исполина можно насладиться, пройдя всего несколько километров по относительно несложной горной тропе.
Таяние огромных ледников и снежников образует великое множество красивейших водопадов. За их количество Дигорию нередко называют «Краем тысячи водопадов». И они здесь на любой вкус: от огромных каскадов в сотни метров высотой до небольших, но прекрасных водных потоков. Самыми известными в Дигории являются водопады, берущие начало с массива Таймази. В народе их поэтично окрестили «Три сестры». Это название определяется количеством трех наиболее крупных потоков воды параллельными нитками устремляющихся с широкой шапки горы. Издали они действительно подобно родственницам выглядят похожими, но при приближении оказывается, что каждая «сестра» обладает своим нравом и особенностями. Одна более пологая, другая имеет множество порогов, третья – необычайно извилистая.
В Дигории, как и на всем Кавказе, сложно пройти мимо географических названий, ведь за каждым из них обязательно скрывается какая-нибудь интересная история или легенда. Там топоним «Таймази», который носят сама горная вершина, а также ледники, реки и поляна. По местным преданиям они происходят от имени некоего дигорца Таймазова, в стародавние времена бежавшего из плена в соседней Грузии. Опасаясь погони, он стал пробираться в родные места не через проторенные тропы, а
через вершину близлежащей горы. Впоследствии в честь него как первопроходца и назвали эти места.
Особым очарованием обладают и относительно небольшие водопады. Одним из самых посещаемых является тридцати пятиметровый водопад «Жемчужина», расположенный на реке Галдорион. Бурлящий водный поток имеет семь каскадов, падающих в небольшую чашу. Любители острых ощущений любят купаться в этом огромном природном души. Но удержаться под струями воды бывает не так, то и легко. Помимо мощного напора воды смельчакам мешает еще и скользкое дно чаши.
Дигория это еще и царство дикой природы. На альпийских и субальпийских лугах высокогорной Дигории пасутся стада отважных кавказских туров и серн. В лесной зоны можно встретить грациозных косуль, диких кабанов, волков и бурых медведей. В глубоких балках, заваленных буреломом, обитают барсуки, лисицы и куницы. Периодически в самых труднодоступных регионах Дигории фиксируются случаи встречи с главных живым символом Северной Осетии – переднеазиатским леопардом, которого жители Востока гордо именуют «барсом». Эта дикая кошка, превышающая крупного мастиффа, необычайно осторожна и крайне редко попадается на глаза человеку. Увидеть ее считается большой удачей.
Путешественников в Дигории могут удивить не только дикие обитатели гор и лесов, но и вполне домашние животные. Так весьма непривычным для европейцев могут оказаться стада высокогорных яков и азиатских буйволов. Эти огромные мохнатые быки придают особый экзотический колорит, более характерный для далеких Гималаев, чем для горного Кавказа. В целях сохранить уникальную природу Дигории, на ее южной окраине в конце 90-х годов прошлого века был создан Национальный парк «Алания».
Дигория славится не только своей живописнейшей природой, но и уникальной самобытной культурой. О драматичной и бурной истории региона свидетельствую развалины старинных горных аулов, легендарные сторожевые башни, семейные склепы, древние святилища.
Особую гордость Дигории составляют замковые комплексы. Пожалуй, самым знаменитым является замок-фрегат в селении Ханаз. Второго такого замка нет на всем Северном Кавказе и по своему архитектурному комплексу он весьма схож с классическими европейскими цитаделями. Внимание привлекает его необычная форма, напоминающая парусный корабль. В туманную погода создается впечатление, что этот каменный фрегат, застрявший на отвесной скале словно плывет по заоблачному морю кавказских гор. По преданию, этот замок возвел некий Мансау, единственный из мужчин, оставшихся в этих местах после кровавой битвы с захватчиками. Он был разбойником и его основным ремеслом было воровство детей и продажа их в рабство в далекую Турцию. Чужеземные корабли настолько впечатлили Мансау, что он решил построить похожий на них укрепленный замок.
Удивительный средневековый архитектурный комплекс находится в селении Галиат. Оно является примером традиционных горных аулов. Дома здесь строились ярусами. Крыша одного дома служила двором для другого, поэтому галиатцы могли спокойно ходить по гостям, не покидая своего собственного двора. В селении находятся и самые высокие в Осетии родовые башни.
Типичная осетинская башня (ганах) – состояла из четырех этажей. Первый этаж предназначался для скота, второй и третий отводились под жилой отсек, четвертый этаж представлял собой оборонительный отсек. В неспокойные времена члены семьи поочередно несли вахту и контролировали из бойниц все подступы к башне.
На камнях наружных стен многих домов в Галиате имеются загадочные петроглифы — древние рисунки-письмена. Ученые до сих пор не смогли точно определить дату создания этих древних произведений искусства. Сегодня в Галиате живет не долее пары десятков жителей, но когда-то это селение было очень богатым средневековым городом. Он процветал благодаря проходящему через него одному из ответвлений Великого Шелкового пути. Местная знать торговала скотом, славившимся далеко за пределами Древней Осетии. В самом селении работали крупные ремесленные мастерские. О развитости Галиата свидетельствуют найденные археологами остатков водопровода и канализационной системы, относящихся к X веку. На отрогах хребта вокруг Галиата расположены несколько крупных культовых комплексов.
В Дигории сохранились места, имеющие сакральное значение для истории многовекового осетинского народа. Так в селении Задалеск находится склеп, посвященный одному из самых почитаемых женщин Осетии – святой Задалески Нане. По преданию, после опустошительного похода Тамерлана, некогда могущественная Алания была опустошена. Будучи не в силах покорить гордый народ захватчики без разбору истребляли местных жителей. Не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. Жертвуя собой родители укрывали своих малых детей в небольших укрытиях, недоступных взрослым людям. Одна чудом выжившая женщина после ухода врага ходила по разоренным аланским селениям, собирала осиротевших детей и тайными тропами уводила их в труднодоступные горные убежища. Однажды в поиск пропитания она спустилась в селение Задалеск. Местные жители выстроили для женщины и сирот отдельный дом и помогали чем могли. Со временем дети выросли и пустили свои корни в близлежащих селениях. К сожалению, имя этой отважной женщины затерялось в веках, и в памяти потомков осталось лишь ее почтенное наименование за преклонный возраст – Нана. После ее смерти благодарные потомки сделали из ее дома святилище. Сейчас в селение действует музей, в котором можно узнать историю региона, погрузиться в царство древних легенд и преданий. В память о тех событиях каждый год в третью субботу июля в селении отмечается праздник «Задалески Нана». Ответственными за праздник являются три семьи, которые жертвуют на кувд (праздник) по барану, варят пиво, готовят араку. Семьи, в которых в течение года родились девочки, приводят к святилищу жертвенное животное, приносят пироги, араку, пиво. Старший возносит молитву, поручая детей и молодежь Нане, просит, чтобы они милостью ее избегали болезней и бед, трудных дорог. Поручают покровительству Нана и тех, кто отправляется в дорогу.
В селении Мацута находится склеп легендарного нарта Сослана. Нарты являлись аналогами средневековых русских богатырей, храбро сражавшимися с любыми противниками. Их приключения и подвиги запечатлены в знаменитом Нартском эпосе, главном цикле сказаний осетин и других кавказских народов. Сослан являлся одним из главных защитников Дигории и по преданиям даже после смерти защищал родные края. По легенде лишь стоило только вражеской армии приблизится к Дигорскому ущелью, как местные жители бежали к склепу нарта и громко кричали: «Сослан, фадис!» («Сослан, тревога!»), на что Сослан в тот же миг выскакивал из своей усыпальницы с одним единственным вопросом – с какой стороны враг. И спустя мгновения противник оказался повержен. Но однажды один человек из простого любопытства позвал могучего нарта, а увидев его громко рассмеялся. С тех пор Сослан перестал помогать своим потомкам.
Как и русские богатыри нарты не были вымышленными персонажами, а были реальными людьми, чей славный жизненный путь был окутан сказочными легендами. Так в 1880 году в ходе раскопок в мацутском склепе профессор В. Миллер нашел скелет «действительно замечательных размеров», чем подтвердил захоронение здесь могучего воина.
Неподдельный интерес у путешественников вызывают не только внушительные монументальные сооружения, но и традиционные осетинские надмогильные памятники – цырты, в большом множестве установленные на окраинах селений и вдоль дорог. Они представляют собой поставленные вертикально прямоугольные каменные плиты, высотой в рост человека. На их лицевой части высечен сложный орнамент отражающий образ усопшего. Прямым предком осетинских цыртов считаются древние скифские надгробия. Из скифской культуры они перекочевали в аланскую, а затем и в осетинскую.
Но не только старинной архитектурой славятся Дигория. Внимание приезжих привлекает и небольшая часовня, поставленная в 2007 году в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». Располагаясь на высоте 2300 метров над уровнем моря она является одним из самых высокогорных объектов религиозного поклонения в России и Европе.
Особый колорит любому региону придают люди его населяющие. По своему этническому происхождению являясь частью осетинского этноса, дигорцы также являются потомками многих древних ираноязычных народов: скифов, сарматов и алан. До прихода татаро-монгольских орд они господствовали над центральной частью Северного Кавказа. После иноземного вторжения их предки нашли укрытие в отдаленных изолированных друг от друга районах. Перемешиваясь с местным населением, они постепенно складывали отдельные субъэтнические группы, имеющие определенные этнические, языковые, культурные, материальные и иные отличия. Одной из таких групп и являются дигорцы, укрывшиеся в ущельях верховий реки Урух. Главная отличительная особенность дигорцев заключается в языке. Они говорят на весьма специфическом диалекте осетинского языка, который до середины XX века считался отдельным литературным языком иранской группы индоевропейцев. Кроме того у дигорцев достаточно сложные религиозные традиции. В этом плане среди них встречаются христиане, мусульмане и представители традиционно-осетинских (языческих) верований. При этом все они замысловато переплетены и здесь трудно встретить ортодоксальных верующих, строго соблюдавших каноны только «своей» религии.
Как и прочие осетины дигорцы отличаются особым кавказским гостеприимством. Оно здесь, что не наесть самое искреннее. Местные жители, принимая гостей и общаясь с приезжими, не столько стремятся показать какие они хорошие, сколько выражают свою любовь к родному краю и природное доброжелательство. Местные жители с удовольствием рассказывает легенды о своем крае и показывает местные достопримечательности.
К сожалению, знаменитые горные селения постепенно вымирают. В некогда многолюдных местах, где в далеком средневековье жили сотни и даже тысячи людей, сегодня осталось всего несколько семей. В некоторых местах больше шансов встретить иностранных туристов, чем коренных дигорцев. Порой создается такое впечатление, что жизнь здесь остановилась. Однако, именно в такой тишине, особенно около заброшенных развалин, ощущается вечная безмятежность.
Что касается самого лучшего времени года для посещения Дигории, то это без сомнения середина лета – начало осени. В летние месяцы наиболее выигрышно смотрятся альпийские и субальпийские луга, радующие путников многоцветными коврами различных цветов. Осенью же туристов балует теплая, сухая и безветренная погода. На рубеже августа и сентября помимо наслаждений живописнейшими видами можно еще полакомиться щедрыми дарами горного края: малиной, черникой, брусникой, костяникой, барбарисом, смородиной и рябиной. Зимой горы и долины покрывается многометровым снежным покрывалом.
В завершении хотелось бы сказать, что есть места, куда хочется возвращаться, но после посещения Дигории понимаешь, что есть еще места, посетив которые хочется не просто возвратиться, а продолжить путешествие, исходить весь регион вдоль и поперек. Именно таким местом является Дигория, побывав в ней, влюбляешься в этот горный край и испытываешь неуемное желание объездить всю Осетию, заглянуть во все уголки этой славной Республики, проникнуться ее особым колоритом.